ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Подвижные игры
имеют большое значение для всестороннего гармоничного развития детей
дошкольного возраста. Участие дошкольников в подвижных играх различной
интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе,
беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр,
формируется способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать в
коллективе и индивидуально. В своей практике я использую игры народов севера.
Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем
мире, развивают ловкость, быстроту, меткость, выносливость, смекалку,
сообразительность, вырабатывают волю к победе. Дети учатся находить выход из
критических ситуаций, быстро принимать решение и приводить их в исполнение, то
есть дети перенимают важные качества необходимые им в будущей жизни. Игры
стимулируют двигательную деятельность детей.
«Волк во рву»
Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети - козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова воспитателя "Козы, в поле, волк, во рву!" дети бегут из дома в поле и перепрыгивает по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Тренер говорит: "Козы, домой!" Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
«Воробьи и кошка»
Поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети - козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова воспитателя "Козы, в поле, волк, во рву!" дети бегут из дома в поле и перепрыгивает по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Осаленный отходит в сторону. Тренер говорит: "Козы, домой!" Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
«Воробьи и кошка»
На полу чертится круг или выкладывается
из веревки, диаметр 4м. один ребенок-кошка, он находится в середине круга.
Остальные дети-воробьи, становятся за чертой круга. По сигналу педагога воробьи
начинают прыгать в круг и из круга на
двух ногах). Кошка неожиданно просыпается и старается поймать воробьёв. Тот,
кто не успел прыгнуть из круга, считается пойманным; он делает шаг назад из
круга. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается другой водящий из числа
пойманных.
«Горелки»
Играющие (11-13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2-3 шагах) стоит водящий, он смотрит вперед. Играющие хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят !
Раз, два, три - беги !
После слова "беги" дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет водящим. Если водящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется.
Примечание.
Тренер следит, чтобы дети не выбегали из колонны раньше времени.
«День и ночь»
Играющие распределяются на две команды: «день» и «ночь». Посередине зала проводится черта или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к другу становятся команды. Тренер говорит : «Приготовились!», затем дает одной команде сигнал к бегу, например, произносит : «День!». Дети убегают за условную черту, а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников, стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает команда, которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды.
«Догони свою пару»
Дети встают в две шеренги; расстояние между шеренгами 3-4 шага. По сигналу тренера выполняется бег на противоположную сторону площадки(дистанция 15-20 м ). Игрок второй шеренги старается дотронуться до игрока первой, прежде , чем тот пересечёт условную линию. Тренер подсчитывает количество проигравших. При повторении игрового задания дети меняются ролями.
«Караси и щука»
Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них—камешки- образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом.
По сигналу тренера: «Щука!» — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.
Игра проводится З—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных.
Затем выбирают новую щуку. дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
«Ключи»
Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке на расстоянии не менее 2 м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» тот отвечает : «Пойди к …( называет имя ребенка) постучи!» в это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять кружок , он кричит: «Нашел ключи!». Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.
Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке на расстоянии не менее 2 м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает: «Где ключи?» тот отвечает : «Пойди к …( называет имя ребенка) постучи!» в это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять кружок , он кричит: «Нашел ключи!». Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.
«Кто
быстрее»
Играющие строятся в две колонны и по сигналу тренера выполняют прыжки на двух ногах в прямом направлении до предмета (кубик, кегля, мячик), обходят предмет и проходят в свою колонну с внешней стороны. Отмечается команда-победитель. Повторить 2-3 раза.
Играющие строятся в две колонны и по сигналу тренера выполняют прыжки на двух ногах в прямом направлении до предмета (кубик, кегля, мячик), обходят предмет и проходят в свою колонну с внешней стороны. Отмечается команда-победитель. Повторить 2-3 раза.
«Кто скорее снимет ленту»
На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн, по 4—5 человек в каждой. На расстоянии 10—15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10—15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.
По сигналу тренера: «Беги!» — все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Тренер снова вешает ленты на веревку; те, кто был в колонне первым, становятся в конец ее, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети.
Игра кончается, когда все дети снимут ленты.
В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути детей препятствия: например, протянуть веревку на высоте 40—50 см, под которую нужно подлезть, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30—35 см, через которые надо перепрыгнуть.
«Кто скорей к своему флажку»
На одной стороне комнаты (площадки) проводят линию. В 10 м от нее ставят на подставках флажки. Дети (4—5) с обручем в левой руке становятся на линии левым боком к флажкам, на расстоянии 1 м один от другого.
По сигналу тренера: «Приготовились» дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам, придерживая его левой рукой; правую руку они держат наготове
удара по обручу.
Затем воспитатель говорит: «Раз, два, три—кати! И дети катят обручи в сторону флажков, ударяя по ним правой ладонью или палочкой. дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.
Одна и та же группа детей может повторить игру несколько раз, соревнуясь в ловкости между собой.
Игру можно проводить и со всей группой.
этом случае дети разбиваются на отряды. Обручи катят поочередно каждые 4—5 человек, стоящие в отрядах первыми. Когда обручи прокатят все дети, подсчитывается, чей отряд набрал больше флажков.
«Кто скорее до флажка»
Все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5—б шагов от края площадки про водится черта, за которую становятся 4— 5 детей.
На противоположной стороне площадки на расстоянии 18—20 шагов от черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии.
По сигналу тренера (свисток или хлопок или при словах «Раз, два, три— беги!») дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно.
Тренер отмечает, какие дети раньше других подняли флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4—5 человек.
Игра заканчивается, когда все дети пробегут по одному разу за флажками.
Примечание.
Когда дети хорошо освоят этот вариант игры, рекомендуется внести усложнение: на пути к флажку ставятся стойки с веревкой, натянутой на высоте 60 см. дети подлезают под нее, не касаясь земли (пола) руками, выпрямляются и бегут дальше к флажку.
«Ловишки»
С помощью считалки выбирается водящий-ловишка и становится на середину зала. По сигналу воспитателя «Раз, два, три –лови!» все играющие разбегаются и увертываются от ловишки, который старается догнать кого-либо и коснуться рукой .Тот кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будут пойманы 2-3 игрока, выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3 раза.
«Ловишка с ленточкой»
Играющие образуют круг. Каждый прикрепляет сзади к поясу ленточку. В центре круга водящий-ловишка. По сигналу воспитателя «Беги!» все дети разбегаются, а ловишка старается вытянуть у кого-либо ленточку. Лишившийся ленточки игрок отходит в сторону. По сигналу воспитателя «Раз, два, три в круг скорей беги!» дети снова образуют круг. Ловишка показывает собранные им ленточки и возвращает их играюшим. Игра возобновляется с новым водящим.
«Море волнуется»
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга, и каждый чертит на своем месте кружок.
Ведущий идет вокруг играющих «змейкой», при этом те дети, кому он скажет: «Море волнуется», встают за ним, постепенно образуя цепочку. Так цепочкой они еще немного ходят или бегают. Неожиданно ведущий говорит:
«Море спокойно». Все отпускают руки и бегут занимать какой-либо кружок. Тот, кто останется без кружка, становится водящим, и игра повторяется. Тренер следит, чтобы цепочка двигалась «змейкой», не пропуская ни одного кружка.
« Мяч водящему»
Играющие становятся в 3-4 колонны. На расстоянии 2-2,5 м от каждой колонны встает водящий с мячом. По сигналу тренера водящие бросают мяч стоящим первым игрокам, а те, поймав их, возвращают обратно и бегут в конец своей колонны. Затем водящие бросают мячи следующим игрокам и т.д. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая упражнение.
« Не оставайся на полу»
С помощью считалки выбирается водящий-ловишка. Ловишка бегает вместе с детьми по залу. Как только тренер произнесет «Лови!» все дети разбегаются и стараются забраться на любое возвышение ( гимнастические скамейки, кубы, гимнастическая стенка). Ловишка старается осалить. Ребята до которых дотронулись отходят в сторону. По окончании игры подсчитывают количество проигравших и выбирается новый водящий.
«Не попадись»
На полу чертят круг. Все играющие становятся за кругом на расстоянии полушага.
Выбирается водящий. Он становится в круг в любом месте .Дети прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, старается коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Ребенок , до которого водящий дотронулся, отходит в сторону. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра повторяется со всеми детьми.
«Охотники и соколы»
На одной стороне зала находятся соколы. Посередине зала стоят два охотника. По сигналу тренера «Соколы, летите!» дети перебегают на другую сторону зала, а охотники стараются их поймать(запятнать), прежде чем , те пересекут условную линию. При повторении игры выбираются другие водящие, но не из числа пойманных. Игра повторяется 2-3 раза.
« Охотники и утки»
Дети делятся на две равные команды-охотники и утки. Утки становятся в середину большого круга. Охотники бросают мяч (большой диаметр), стараясь осалить им уток. Утка, которой коснулся мяч, выбывает из игры. Когда большинство уток будет осалено, команды меняются ролями.
«Перелет птиц»
На одной стороне зала находятся дети- птицы. На другой стороне зала располагают различные пособия- гимнастические скамейки, кубы и т.д.- это деревья. По сигналу тренера « Птицы улетают!» дети, помахивая руками как крыльями, разбегаются по всему залу. По сигналу «Буря!» все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое-либо место. Когда тренер произносит «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу- «птицы продолжают свой полёт».
«Передай мяч»
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Тренер дает одному из играющих мяч. По слову тренера: «Начинай»! — дети передают мяч по кругу, при
этом все четко говорят:
Раз, два, три — мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Бросать кто умеет?
Я!
у кого на слово «я» оказывается мяч, выходит на середину круга и говорит: «Раз, два, три — беги».
дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходи с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Тренер дает одному из играющих мяч. По слову тренера: «Начинай»! — дети передают мяч по кругу, при
этом все четко говорят:
Раз, два, три — мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Бросать кто умеет?
Я!
у кого на слово «я» оказывается мяч, выходит на середину круга и говорит: «Раз, два, три — беги».
дети разбегаются в разные стороны, а водящий, не сходи с места, бросает в них мяч. Ребенок, в которого попал мяч, отходит в сторону и одну игру пропускает. Остальные играющие снова становятся в круг, и игра повторяется, при этом мяч передается в другую сторону.
«По местам»
Играющие образуют круг. Перед каждым ребенком лежит предмет (кубик, мешочек, кегля и т.д.) По сигналу воспитателя все разбегаются по залу в разные стороны, а воспитатель убирает один предмет. На сигнал « По местам!» все играющие должны быстро встать в круг и занять место у какого-либо предмета. Тот , кто остался без предмета, считается проигравшим. Игра повторяется несколько раз.
«Пятнашки»
Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный тренером или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.
После сигнала тренера: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3—4 играющих.
При повторения игры выбирается новый пятнашка.
Если пятнашка в течение 30—40 секунд не может поймать никого из играющих, тренер должен назначить другого водящего.
Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный тренером или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.
После сигнала тренера: «Лови!» — все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3—4 играющих.
При повторения игры выбирается новый пятнашка.
Если пятнашка в течение 30—40 секунд не может поймать никого из играющих, тренер должен назначить другого водящего.
Чей дальше?
Игра проводится на участке. Она заключается в бросании мяча о стенку с фиксированием результата.
На расстоянии 1—2 м от стены проводится линия, с которой бросают мяч. За ней проводится еще 3—4 линии на расстоянии 20 см друг от друга. их обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Играющие поочередно бросают мяч о стенку и отмечают, на какую линию он упал.
Когда дети научатся хорошо бросать мяч, можно внести усложнение: играющие договариваются, на какую линию должен упасть
мяч.
«С кочки на кочку»
Вдоль зала в две линии в шахматном порядке кладут 6-8 плоских обручей( или выкладываются круги из коротких шнуров). Играющие становятся в две колонны. По сигналу тренера стоящие первыми начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч без паузы- «с кочки на кочку». Дети прыгают поточным способом, соблюдая дистанцию.
«Стоп!»
На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на
ней близко друг к другу стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается
- кружком (диаметром- 2—З шага) место
ведущего. Повернувшись спиной к играющим, ведущий громко говорит: «Быстро шагай,
и не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий произнес слово «Стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп»! и сделал добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: Быстро шагай...» и т. д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!» Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «Стоп!» Тот, кому удалось это сделать, становится водящим.
Игра возобновляется с новым водящим.
«Удочка»
Дети стоят в кругу. В центре круга тренер держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает мешочек на веревке по кругу над самой землёй (полом),а дети подпрыгивают, стараясь , чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно тренер показывает детям, как следует подпрыгивать: энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Тренер вращает мешочек в обе стороны попеременно.
Дети стоят в кругу. В центре круга тренер держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает мешочек на веревке по кругу над самой землёй (полом),а дети подпрыгивают, стараясь , чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно тренер показывает детям, как следует подпрыгивать: энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Тренер вращает мешочек в обе стороны попеременно.
«Фигуры»
Ходьба в колонне по одному в умеренном темпе; бег по всей площадке , на сигнал : «Фигуры!»остановится и показать какую-либо фигуру: птичку, зайчика, спортсмена, и т.д. Игра повторяется.
«Чье звено скорее соберется ?»
Играющие делятся на несколько групп с одинаковым числом детей. Каждая группа выбирает ведущего и становится за ним в колонну. Тренер раздает ведущим ленточки разного цвета. По цвету ленточки звено получает наименование - "зеленые", "синие", "красные", и т.п. Тренер ударяет в бубен, все играющие начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях, меняя движения в зависимости от задаваемого воспитателем темпа и ритма. По сигналу "на места" водящие останавливаются на том месте, где их застал сигнал, и поднимают ленточку вверх. Остальные быстро собираются за водящим в колонны, равняются и стоят по стойке "смирно". Тренер отмечает, какое звено собралось первым.
Вариант. Когда все находятся в движении, воспитатель говорит: "Стой!" Все играющие останавливаются и закрывают глаза, а водящие тем временем перебегают на другие места, поднимают ленточки и замирают. Тренер произносит: "На места!" Дети открывают глаза и спешат построиться за своим водящим.
Указания. В игре можно использовать разные построения и положения: в шеренги, в круги, сесть на пол по-турецки, остановиться на одной ноге и т.п. Можно ввести условие: "Делай, как водящий", тогда, построившись в звенья, дети принимают позу, показанную водящим.
«Эстафета
с мячами»
Играющие делятся на два отряда (по б— 8 человек в каждом) и встают в две колонны.
Ноги у детей расставлены на ширину плеч.
тренер стоит перед ними на расстоянии
1—2 м. -
Первым в колонне дается по мячу (диаметром 15—20 мм).
На сигнал тренера: «Вверх!» — дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получит мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч.
Выигрывает тот отряд, который первым принесет мяч.
Игра повторяется несколько раз, при этом 1—2 раза мяч передается над головой, а затем такое же количество раз — между расставленными ногами. В этом случае воспитатель дает сигнал «Вниз!» (Не намочи ног).
Играющие делятся на два отряда (по б— 8 человек в каждом) и встают в две колонны.
Ноги у детей расставлены на ширину плеч.
тренер стоит перед ними на расстоянии
1—2 м. -
Первым в колонне дается по мячу (диаметром 15—20 мм).
На сигнал тренера: «Вверх!» — дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получит мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч.
Выигрывает тот отряд, который первым принесет мяч.
Игра повторяется несколько раз, при этом 1—2 раза мяч передается над головой, а затем такое же количество раз — между расставленными ногами. В этом случае воспитатель дает сигнал «Вниз!» (Не намочи ног).
«Эстафета по кругу»
Играющие делятся на четыре отряда
На площадке чертится круг. Его размер зависит от количества играющих, так как отряды выстраиваются по четырем радиусам.
Все стоят спиной к центру, у первого в руках флажок. По сигналу тренера (удару в бубен) дети с флажками бегут по кругу в одну сторону и, добежав до своего отряда, передают флажок следующему игроку, ставшему первым, а сами встают в конец колонны. То же самое проделывают все играющие.
Когда отряд закончит бег и выстроится в первоначальном порядке, ребенок, стоящий впереди, поднимает флажок вверх.
Выигравшим считается тот отряд, который сделает это первым.
Игра может повторяться с тем же составом, но, если тренер видит, что силы неравные, следует предложить детям перегруппироваться, разделиться на отряды путем жеребьевки.
«Эстафета с обручами»
Играющие делятся на две равные группы и встают один за другим в две колонны. Расстояние между колоннами — 1,5—2 м. Перед колоннами проводится черта. На расстоянии 5—б м от нее кладутся обручи — по одному против каждой колонны.
По сигналу тренера: «Раз, два, три— беги!» — первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки ребенка, ставшего первым, и встают в конец колонны. Каждый по следующий в колонне проделывает то же самое, и так до тех пор, пока первый ребенок не вернется на свое место. Выигрывает та группа детей, которая сделает это раньше.
Комментарии
Отправить комментарий