«Организация тренировочного процесса у
начинающих хоккеистов на примере шведского хоккея»
Главная задача - техника
Перед тренерским составом стоит
одна-единственная задача – научить своих маленьких подопечных технике. И прежде
всего – научить их хорошо кататься на коньках. Чтобы не превращать и без того
трудоемкий тренировочный процесс в нудную муштру, занятия проводятся в игровой
форме
Особенность тренировок и матчей заключена в
продуманном экономном использовании площади ледового поля. Во время занятий
одна площадка превращается в три, и могут заниматься три группы одновременно.
Когда же клуб организует «матчи» своих команд или приглашает гостей из
соседнего города для розыгрыша кубка, центральная зона используется как
скамейка запасных для детей, тренеров и родителей, помогающих в проведении
встречи. Тогда на льду находятся четыре команды, каждая пара – на своей
половине поля.
Основная масса школ берет под свою опеку
детей в возрасте шести лет для того, чтобы через три года, когда начинающему
хоккеисту исполнится девять, он был готов к дальнейшему обучению в хоккейной
школе клуба.
Три года тренеры обучают маленьких
хоккеистов техническим навыкам. По окончании курса обучения все игроки должны
владеть следующими навыками:
– катание с клюшкой и без нее;
– ведение шайбы и финты;
– начальное понимание роли вратаря, защитника
и нападающего в команде.
На первом году обучения занятия проводятся
один раз в неделю и длятся час – полтора. Хоккеисты второй и третьей возрастной
группы занимаются два раза в неделю по полтора часа.
Независимо от года обучения основу занятий
составляют упражнения на технику катания. Шестилетних детишек больше половины
тренировочного времени учат кататься на коньках, но без клюшки, поскольку на
начальном этапе она не прибавляет устойчивости или баланса.
Через год тренеры предлагают упражнения с
клюшкой, не забывая при этом о катании без нее. Сложность упражнений постепенно
возрастает, а в середине второго года дети переходят к простым упражнениям с
шайбой (ведение и передача шайбы). Занятия третьей возрастной группы отличаются
от предыдущих тем, что наряду с тренировкой навыков катания появляется
индивидуальная работа с детьми. Тренеры работают над индивидуальной техникой
хоккеистов, а именно над ведением шайбы, обводкой, передачами, бросками, даже
начинают понемногу тренировать вратарей.
Обязательной частью тренировки во всех
возрастных группах является так называемая «игра поперек».
Никакой тактики
Обязательной частью тренировки является
завершающий ее хоккейный «матч», который реализует центральный принцип
«Бьернлиги» – «Никакой тактики!».
Эти люди – бывшие хоккеисты, у которых
есть дети, или родители, не имеющие за плечами профессионального хоккейного
прошлого. Одним словом, люди, которые получили образование, позволяющее им
работать в «Бьернлиге» тренерами или руководителями команд. За их образование
полностью отвечают клубы. Из некоторых родителей выходят превосходные тренеры.
Матч «Бьернлиги» – это, если хотите,
детская забава, где перед игроками ставится одна задача – забросить шайбу в
ворота другой команды. Шведские тренеры единодушно избегают в своей работе
соблазна научить детей тактическим хитростям. Все, что должен понимать
маленький выпускник «Бьернлиги», – это почему в состав хоккейной команды входят
вратарь, защитник и нападающий. Первоначальное понятие о функциях игроков
формируется в матчах, когда каждый хоккеист обязательно пробует себя на всех
позициях.
С методической точки зрения, отказ
«Бьернлиги» от обучения тактике – единственный верный выбор, (Аналогия с нашим дворовым хоккеем)
гарантирующий естественное развитие способностей, которыми обладает любой
ребенок, пришедший в спорт. Попытки обучать детей младшего школьного возраста
сложным понятиям, требующим наличия у них большого жизненного опыта и умения
аналитически мыслить, только тормозят процесс и уж никак не способствуют
формированию интереса к спорту.
Одинаковое игровое время и возможности
для всех.
Шведский хоккейный союз рекомендует
«Бьернлиге» играть матчи в два периода по 15 минут, перерывов между которыми
нет. Но школы вправе выбрать оптимальную для себя продолжительность периодов
(15 или 20 минут соответственно). Смены принято проводить каждые 90–120 секунд.
Если какая-то из команд имеет возможность реализовать голевой момент, арбитр
матча позволяет завершить атаку.
В хоккейном детском саду обязательно
действует закон «На поле все равны», который гарантирует всем одинаковое
игровое время. Если мы предположим, что в команде 11 хоккеистов, другими
словами, один вратарь и десять полевых игроков (это считается максимально
допустимым числом), то становится ясно, что каждый ребенок выходит на лед через
смену.
Вместо наказания – наставление
В любой игре, будь то забава детская или
взрослая, есть правила, нарушение которых означает наказание. Свод хоккейных
правил в «Бьернлиге» никто не отменял, их только упростили и вместо наказания,
т.е. удаления игрока с поля, ограничились устным наставлением.
Чтобы избежать в хоккейном будущем тяжелых
травм, уже в «Бьернлиге» введен строгий запрет на действия, опасные для
здоровья хоккеистов, – толчок, игру высоко поднятой клюшкой и просто грубую
игру.
Нарушения правил можно разделить на три
группы: малый штраф, большой штраф и штрафной бросок. За игру высоко поднятой
клюшкой, задержку руками или клюшкой, а также удар по ногам или конькам
хоккеист «наказывается» малым штрафом. Арбитр матча в этом случае поясняет,
почему он остановил игру. И, если считает нужным, дает маленькому хоккеисту
совет, каким образом тот мог решить игровую ситуацию, не нарушая правил. Матч
возобновляется снова, а вбрасывание назначается у ворот команды нарушителя на
расстоянии пяти метров.
Право на штрафной бросок команда получает в
случаях, если кого-то из ее полевых игроков толкнули на лед, когда хоккеист
выходил один на один с вратарем, а также когда соперник «наказан» большим
штрафом. Заработать большой штраф можно за три нарушения: за грубость, удар
клюшкой и толчок соперника. На реализацию буллита выходит тот игрок, которого выберет
тренер. Все остальные хоккеисты обеих команд отъезжают на свободную половину
поля.
Раз уж речь зашла об арбитрах, обслуживающих
матчи «Бьернлиги», нельзя не пояснить, что таковыми в детском хоккее зачастую
становятся родители. Арбитр – правая рука тренера. Во время матча он следит за
соблюдением игроками правил. Если какой-то момент достоин быть разобранным на
месте, то арбитр принимает решение о том, чтобы провести экспресс-урок. Так же,
как и в ситуации обучения заинтересованных родителей тренерской работе, клуб
несет ответственность и за то, чтобы арбитры прошли необходимый курс обучения.
Комментарии
Отправить комментарий