Психологические особенности спортсменов
подросткового возраста (9-10 лет)
Как утверждают специалисты,
«фундамент» личности закладывается в ребенке до 10 лет. После перехода данной
черты влияние занятий спортом, обучения в школе, воспитание родителей имеет
характер, развивающий те аспекты, которые уже сформировались у ребенка. По
мнению психологов, возраст от 9-10 лет считается препубертатным. Характер детей
несколько меняется и имеет свои отличительные особенности.
Все эти нюансы тренеры и родители
должны знать, чтобы не происходила так званая «имитация воспитательного
процесса», когда педагоги и родители оставляют ребенка наедине с самим собой
(включая ему мультики, разрешая бесконечно просиживать время за компьютером и
так далее). Именно этот этап жизни маленького человека определяет направление
его развития. В хорошую или плохую сторону — зависит от всех, кто его окружает. Должен определиться дальнейший курс. Ребёнок
требует повышенного внимания на тренировке, дома и в школе.
9 — 10 лет — начало препубертатного периода
Препубертат, в
основном, проходит спокойно: подросток все так же сговорчив и уступчив. Однако,
в этот самый момент запускается механизм отдаления ребенка от семьи. Все более
авторитетными становятся сверстники, ребенок примыкает к определенной группе
детей (будь то лидеры, аутсайдеры, неформалы, партнеры по команде и так далее).
Влияние
родителей и семьи постепенно уменьшается. В возрасте 9 — 10 лет дети проходят
путь, в течение которого они превращаются в подростков — сложных, нервных,
беспокойных личностей.
Ребёнок
утрачивает способность в полной мере контролировать свои эмоции. Этот критичный
возраст — основа того, каким в дальнейшей жизни будет человек. База уже
заложена ранее, до 9 лет. Но, то направление, которое будет выбрано в данный
период — решающее.
Развитие детей 9 — 10 лет
Как правило,
дети этого возраста довольно эрудированны, любознательны, владеют чувством
юмора, любят времяпровождение в больших компаниях ровесников, с удовольствием
ходят на тренировки. Подростки легко завязывают знакомства и находят общий язык
с окружающими, отлично владеют мелкой моторикой (подросток хорошо пишет и
рисует, быстро осваивает технические приемы), ответственны в домашних делах и
на тренировках (охотно выполняют бытовые задания, склонны к самостоятельному
поддержанию чистоты и порядка, добросовестному выполнению тренерских заданий и
установок). В этом возрасте дети являются действительно образцовыми.
Особенности воспитательного и тренировочного
процесса
Как отмечалось
ранее, в этом возрасте авторитет семейного круга постепенно снижается. На
первый план выходят межличностные отношения в кругу сверстников, партнеров по
команде.
В этот момент
тренерам важно поддерживать самооценку детей и всячески придавать уверенность в
собственных силах, отмечать их успехи в играх и тренировках, подчеркивать
уникальность и индивидуальность каждого игрока. Такая поддержка способствует нескольким
позитивным тенденциям:
- подросток комфортнее себя чувствует в команде;
- ему легче выстоять в спортивной конкурентной среде;
- приумножая уверенности в себе подростка, тренер приумножает его успехи;
Дети этого
возраста стараются всячески сблизиться со своими сверстниками и партнерами по
команде: по внешним параметрам, сфере интересов, манере поведения, игры и т.д. Есть один немаловажный нюанс: нельзя ставить
временные рамки и постоянно напоминать или, что еще хуже, упрекать подростка в
несвоевременном или ненадлежащем выполнении тренировочных заданий.
Такие замечания
могут напрочь отбить желание тренироваться и понизить самооценку.
В данный
отрезок возраста дети большое внимание уделяют своим успехам в спорте. Они
переживают за свою спортивную форму, возрастает конкуренция между игроками.
Проблемные моменты
В препубертатном возрасте у подростков могут возникать определенные
критические моменты, которые характерны для детей именно этого возраста. К ним можно отнести:
- низкую самооценку;
- застенчивость;
- чрезмерное подражание кумирам.
Такие проблемы
могут превратиться в серьезный массив неразберих. Все три симптома тесно
взаимосвязаны. Они говорят о том, что ребенок не верит в себя, в свои силы.
Зачастую, подростки боятся взять на себя ответственность в сложных играх,
замыкаются после неудачного матча или неуверенных действий на площадке,
пребывают в нервозном состоянии.
Часто подросток
отказывается делиться своими мыслями, говорить о том, что его беспокоит. В
таких ситуациях необходимо внушить игроку доверие и дать ту моральную
поддержку, которая так необходима ему. Спортсмен может сомневаться в своих
физических способностях и технической подготовке. Подростку нужна похвала, поддержка и, в то же
время, объективная оценка его способностей, умений, игры, и перспектив.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни главной задачей тренеров, учителей и родителей является верное направление подростка во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.
Препубертатный возраст не сложный, по сравнению с пубертатным. Хоть и имеются некоторые нюансы и небольшие сложности, но они вполне решаемы. На данном этапе жизни главной задачей тренеров, учителей и родителей является верное направление подростка во взрослую жизнь социума, чтобы тот смог уметь адаптироваться.
Комментарии
Отправить комментарий